Кино: вчера, сегодня, всегда…
22 марта 1895 г. в Париже братьями Люмьер был впервые продемонстрирован «синематограф». Родоначальники кино организовали первый просмотр кинофильма для узкого круга друзей. Именно так Луи и Огюст Люмьер отметили получение патента на первый аппарат для получения движущегося изображения - «Синематограф».
В подборке собраны книги, которые посвящены разным аспектам кинематографа: воспоминания актеров, труды киноведов и критиков.
Баталов А. В. Сундук артиста : воспоминания. – М. : АСТ, 2021. – 284 с.
Книга замечательного артиста Алексея Баталова, любимого многими поколениями зрителей, это не просто воспоминания. Это и рассказы о своей знаменитой актерско-писательской семье, о Викторе Ардове и Анне Ахматовой, о знакомстве с Федерико Феллини, Марселем Марсо, Юрием Норштейном, о работе с известными артистами и режиссерами и, конечно, о гастрольных поездках и путешествиях. Кроме рассказов о своих ролях, встречах и расставаниях, в книге собраны никогда не публиковавшиеся ранее фотографии дорогих его сердцу людей, семейных реликвий, долгие годы хранившихся в доме автора. Все это Алексей Владимирович заботливо сложил в свой «сундук артиста».
Новицкий Е. И. Георгий Данелия. – М. : Молодая гвардия, 2020. – 270 с.
Выдающийся режиссер Георгий Данелия оставил после себя ряд немеркнущих шедевров киноискусства, по сей день любимых миллионами зрителей. В творчестве он был перфекционистом, создавал свои картины долго и тщательно, добиваясь безупречного результата. Среди не только отечественных, но и в ряду признанных картин мирового уровня трудно найти столь же прекрасные произведения. Не менее интересна и жизнь Данелии – записного остроумца, озорного гуляки и человека, пламенно преданного своей работе, без которой просто не мог существовать.
В представленной книге предпринята попытка охватить жизнь и творчество Георгия Николаевича Данелии – широко известного не только в качестве режиссера, но и литератора, – по возможности не повторяя того, что он рассказал о себе в мемуарах. Биографию, написанную Е. Новицким, автором жизнеописаний Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, можно считать заключительной частью трилогии о великих советско-российских кинорежиссерах-комедиографах.
Крупин М. В. Карен Шахназаров. Своя тайна. – М. : Вече, 2020. – 445 с.
Это первая книга о знаменитом режиссере Карене Шахназарове. В ней рассказ о создании кинокартин соседствует с воззрениями режиссера, коллизиями личной жизни, курьезами на съемочной площадке, актерскими и режиссерскими байками.
Путь к славе – от шумного успеха «Мы из джаза» до «Курьера», которому Де Ниро требовал дать главный приз ММКФ. «Цареубийца» – рубеж двух эпох. «Сны» – бесстрашная сатира на ельцинское правительство. Личная драма – как импульс снять «Американскую дочь». Трудное возрождение киноконцерна «Мосфильм». И военно-фантастический блокбастер «Белый тигр», ставший рекордсменом по просмотрам в Сети. Книга дополнена фрагментами бесед автора с режиссером.
Татьяна Москвина – прозаик, театральный и кинокритик. Ее рецензии были важны всем, кто сегодня создаёт кино, театр и литературу в России. Автор множества книг, среди которых романы «Жизнь советской девушки», «Бабаза.ру», а также сборник статей «Культурный разговор».
В новой книге «Разберёмся!» автор продолжает «культурный разговор» о новостях, прогремевших в мире искусства за последние два-три года. О кино по «Зулейхе», «Содержанках» Богомолова и «Северном ветре» Ренаты Литвиновой, о премьерах в главных театрах, о новых книгах Пелевина, Юзефовича, Прилепина.
Здесь ироничные и невероятные истории про Владимира Маяковского и Лаврентия Берию, Никиту Михалкова, «Кинотавр» и Госкино СССР, трагикомические сюжеты из жизни автора в Тбилиси, Лос-Анджелесе, Москве.
«Я несерьезный человек, – говорит он. – Вечно пишу какие-то нетипичные истории».
Ираклий Квирикадзе – режиссер фильмов «Пловец», «Кувшин», «Городок Анара», автор сценариев «Андерсен. Жизнь без любви» и др. Лауреат премий «Ника», премии Европейской киноакадемии, номинант на «Оскар».
Автор книги, журналист, писатель, сценарист, преподаватель Московской школы кино, анализирует современные кинодраматургические тенденции, рассматривает основные принципы адаптации историй для кино. В книге прослеживается развитие драматургической композиции – от традиционного линейного повествования до новаций XX и XXI веков – на примерах работ Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, А. Куросавы, М. Антониони, А. Хичкока, И. Бергмана, Ф. Феллини, А. Тарковского, С. Соловьева, Р. Нугманова, К. Тарантино, Д. Финчера, К. Нолана и других знаменитых кинематографистов.
Кушниров М. А. Звезды немого кино. Ханжонков и другие. – М. : Молодая гвардия, 2021. – 250 с.
Книга киноведа и культуролога М. Кушнирова посвящена малоизвестному периоду истории российского кино – первому досоветскому десятилетию его существования. Ее героями стали создатели первых кинофильмов Александр Ханжонков и Павел Дранков, режиссеры Владимир Гардин, Евгений Бауэр, Яков Протазанов, сценарист Александр Гончаров, актеры Вера Холодная, Вера Каралли, Ольга Преображенская, Иван Мозжухин, Владмир Гайдаров и многие другие. Их лаконичные портреты-эскизы вписаны в широкую панораму становления русского кинематографа и его постепенного превращения из зрелища в искусство. Источником для книги стали старые киножурналы и афиши из собрания автора, чудом сохранившиеся киноленты, устные и письменные воспоминания звезд немого кино.
Куросава А. Жабий жир : что-то вроде автобиографии. – М. : Rosebud publishing, 2022. - 350 с.
Книга легендарного режиссера Акиры Куросавы – это рассказ о его детстве, семье, становлении характера, первых шагах в профессии и первом мировом триумфе на Венецианском кинофестивале с фильмом «Расёмон». Куросава – один из влиятельнейших режиссеров мирового кино, его фильмами восхищаются и признают его в качестве учителя корифеи нового кинематографа. В своей автобиографии Куросава доверяет читателям самые трагичные, счастливые или просто забавные моменты своей жизни, из которых складывается невероятно живой и человечный образ.